Келайре (anarilote) wrote,
Келайре
anarilote

Categories:

Ах, Мэндор!

Ох, вот я и дозрела написать что-то про это.
Мои дорогие ивановцы всё-таки вывезли на новый Зилант свой самый крутой, самый легендарный, самый эпичный спектакль - о Египте. Они создали этот шедевр несколько лет назад и презентовали ещё на Зиланте две тысячи шестнадцатого, после которого я два месяца ждала полной видеоверсии и восхищалась всю дорогу, более того - создавала творческие образы, начиная с прикидов и заканчивая стихотворными делами. Вот как это было на Зиланте 2016. https://youtu.be/vng96SIZsYI
Так вот. Они сделали из этого шедеврального творения ещё бОльший шедевр, чем раньше! Они расширили сюжет, добавили новые линии, история расцветает новыми красками, играет новыми оттенками. Новая версия.
Жду не дождусь, когда наш дорогой Фангорн выложит видюху. Это было... Я не думала, что это может быть более великолепно, чем было на позапрошлом Зиланте!
Во всём произведении красной нитью проходила идея морально устаревшего практически во всех смыслах мироздания, устаревшего - в лице стареющего верховного бога солнцеликого Ра. Люди взбунтовались против него - но он покарал их. В отличие от, кстати, по всей логике обязанного это сделать его наместника и сына Осириса. Судя по контексту, он уже тогда был на свете. Может, я и ошибаюсь в этом.
Очень, очень уместные, но ненамеренные две режиссёрские аллюзии. Этот самый Осирис в новом своём воплощении имел куда более низкий голос, очень низкий баритон, это звучало весьма колоритно, но главное - актёр был визуально безумно похож на одного из актёров, играющего в одном из фильмов молодого Тома Марволо Реддла. И притом прикид в новой версии как раз был бело-зелёным, в слегка похожей цветовой гамме! А я довольно чувствительно отношусь к цветовой гамме персонажей. Вот эта вот слизеринская тема для того самого Осириса, по ЧКА от Египта - ну просто вау! Он был ещё большей змеюкой, притом не той, что символ мудрости, а вот этот европейский символ коварства, вероломства и ядовитых речей. Только в противопоставление Меритсегер - змеи именно в восточном смысле. И это было настолько изящно, настолько тонко - я бы поверила, что автор поттеротолчок )))) Актёрская находка выше всяких похвал, я просто тащусь!
Ещё одна ненамеренная ассоциация - довольно странный прикид Тота. Джинкара на этот раз не одели в дурацкий парик и позволили его бронзово-шёлковой шевелюре свободно падать на плечи, что полностью выдавало и подчёркивало его природную красоту и грацию, а также весьма узнаваемую харизму, давшую мне год назад возможность увидеть синеглазого Эллекина и королевско-орлесианскую стать. И более того - в этот раз он был облачён в прикид, непохожий на таковые у всех прочих богов. В балахон, на раз ассоциирующий его - даже в голове у такого дилетанта, как я - не с кем иным, как с Иешуа Га-Ноцри, он же Иисус и персонификация христианского бога. Пристала с вопросами к режиссёру - это на самом деле ненамеренная аллюзия. Но аллюзия очень важная сюжетно - Тот на самом деле мнил себя если не мессией, то подобным ему. А поскольку у нас глубокая архаика ещё до античности, то у него ничего не вышло. Глубоко трагичная история заигравшегося демиурга, не настолько дерьмовая, как у не к ночи будь помянутого Шварца, но почти.
А на этом месте, кстати, и в прежней версии спектакля, и в этой, разбросаны уж совсем толстые намёки и на сиквел (хочухочухочу!!! Авторы, пишите ещё!), и на грядущую неприглядную судьбу мира. В новой постановке не единожды подчёркивается активность и влияние такой не обузданной даже самим Ра силы, как хаос. Неуправляемой - пока что. Опасной, непознанной, упоминаемой только вскользь. Те, кто хоть чуть-чуть читал легенды, знают, что его повелителем и даже более того - воплощением являлся не кто иной, как Сет. Вопрос только в данном случае к режиссёру - эта судьба была ли для него предначертана или он сам её добился в результате цепочки событий, как в хорошем фэнтези? Скажи мне, о режиссёр, такое ли ты значение придаёшь теме предназначения и предначертания, как тот же Сапковский? Очень, очень закономерно и отдаёт безумным фатумом во втором случае, то есть если Ра и прочие боги своей волей запустили цепочку событий, которая потенциально приведёт к гибели как их, так и всё ими построенное мироздание. Прогнившее насквозь, древнее, с глубоко порочными богами и не менее глубоко порочными их наместниками-властителями людей. "Зло надевает маски пророков и вождей! Зло продаёт нам сказки, но никаких идей!"
А сам Ра... Его линия неожиданно тоже оказалась расширенной! Если в прошлой версии он представал старым упёртым тираном, не знающим ничего, кроме собственных прихотей и уводящий созданный им мир вместе с собой планомерно в могилу, то здесь мы видим довольно дальновидного и мудрого бога-демиурга, достойного божественной власти, проявляющего неподдельную заботу и любовь и о детях, и о мироздании. Конечно, в мироздании, где чья-то сестра становится одновременно кому-то и женой, нетрудно ожидать такого неоднозначного отношения к своим смертным созданиям, но - он рассуждает именно в рамках демиургической парадигмы, в особенности когда говорит об изначальной природе богов. К примеру - Бастет. Тема которой тоже была значительно раскрыта. Её и Птаха. Которые любят друг друга - но она по природе своей не желает постоянного союза, сиречь брака, а он - желает. Вмешательство Ра тут только раскрывает эту болезненную сторону их связи... Конечно, нехорошо получилось, но заставляет задуматься. Как о вполне людских чувствах и стремлениях и несовпадении их, так и о божественных ролях. Ра тут описан куда более трагической фигурой. Он заботится о своих детях как может в рамках своего влияния. Он стратег. Он является истинным демиургом своего мира. Но не тем, не тем, кто приводит его к гибели сам по себе! Нет. Чувствуется, что он, как капитан тонущего корабля, покинет его последним или не покинет вовсе. Мне кажется, он погибнет со всем своим морально устаревшим мирозданием - но погибнет не от старости, а в напряжённом и трагическом бою, и о нём будет кому скорбеть - в том числе и зрителям. И тем страшнее будет его фатум.
А самый гениальный и самый лучший рекаст случился тут на одну из главных ролей, на роль истинного Люцифера древнего мира, героя этой прекрасной ЧКА от Египта, то есть Сета. Того, кто его играл, я не могу звать иначе как Демоном ещё со времён его дебюта в спектакле про Китай, с таким прекрасным ситховским гримом и гибкой фигурой. Тут он ещё более к месту, чем Пауль, тем более что тут его, в отличие от многих богов, не запихнули опять же в дурацкий парик, а просто покрасили хной его прекрасные хайры. И это настолько оттенило его тонкие черты лица, что он выглядел почти кельтом среди египетских персонажей, ну просто гениальное решение, я считаю. Он гибок и мускулист, а также одет в новый красно-чёрный прикид. Мэндор, Мэндор, видел бы ты ЭТО! Он произвёл фурор. По нему свунились, я считаю, все женщины в зале. Это был настоящий аншлаг!
Сет... Центральная фигура всего действа. Прекрасен для большинства, я думаю, зрителей, очень яркий игрок лицом и жестами, я наблюдала за каждым его движением. Здесь, в новой версии, приоткрыта его куда более мрачная и жестокая роль - повелителя Хаоса. И тема самого Хаоса в прошлый раз вообще была не раскрыта, а тут он предстаёт как реальная и не управляемая даже самим Ра сила. Не знай я легенды - подумала бы, что за ней каким-то образом стоит богиня-змея, богиня-отшельница Меритсегер, которая мудрее великого Ра и могущественнее его. А Хаос, быть может, является некой силой, которая позволила бы ей захватить власть над богами, пожелай она того. Но она, как уже было замечено мной ранее, этого не желает. С начала и до конца - кроме, может быть, одного-единственного момента в конце. Когда были щедро раскиданы намёки на продолжение истории (аааа, товарищи авторы, это было бы круто!!!). Влияние Меритсегер на ход истории раскрыто более явно - она самолично, в отличие от Тота, собирается оберегать не то тело, не то душу Секмет. Это даёт надежду хоть на какие-то позитивные последствия.
Сет. То ли долгожданно родившийся повелитель Хаоса, то ли его земное воплощение. Суждено ли ему совладать с Хаосом, поставить его себе на службу и разрушить с его помощью мир? Или же... быть может, сделав это или попытавшись, он станет одной из тех сил, что держат баланс в этом мире, той силой, о ком поют "в добре нет смысла, когда нет зла", той тёмной чашей весов, что будет вечно держать равновесие сил, о котором поёт Воланд и о котором поют дурацкие западные метафизики? Не хотелось бы думать о таком. В новой постановке куда больше намёков на неотвратимый Рагнарёк, он же Апокалипсис и иже с ним. Сет - древняя предтеча архетипа Рейстлина Маджере, живой червоточины в мироздании, которая будет подтачивать это самое мироздание, пока не разрушит до основания. Разрушитель, которого породил сам мир на погибель себе, предварительно прогнив до самой глубины. И что-то мне подсказывает, что он не станет тем, "кто видит свой мир - лишь пепел и пламя", кто не пройдёт испытание состраданьем и любовью. Вот для него на самом деле "ещё не поздно настроить скрипку, взять верную ноту, исправить ошибку, ещё не поздно зажечь солнце, новое небо и новые звёзды. Не поздно, послушай, я так не хочу быть один - в пустоте!" Здесь показали живо и ясно кадр обретения желанной божественной сути Осирисом через смерть - и им через возмездие. Сравнивала я его ещё годы назад с Монте-Кристо и повторю это, современная мысль дошла до такой глубокой демиургической роли.
Он - разрушитель, да. Но и тот, кто не лишён божественной искры творения. "Ведь мир, что бог сотворил, рождён был из сердца". Ах, как жаль, что режиссёр не читала Сагу о Копье! Всё ведь, всё движется к тому, что Сет и Секмет двое станут чёрными крыльями тьмы. Которые разрушат старый мир и, возможно, положат начало новому. Если, конечно, им не помешает это сделать с одной стороны Хаос и с другой - возрастающая сила людских молитв и порождённое ею безумие и страх, почти как в мире Забытых Королевств. Хочется верить, что любовь этих двоих победит не только смерть, но и конец всего мира. Или же - крушение мира понадобится для её освобождения. И неправ будет тот, кто скажет "и той, что откроет врата преисподней - цена невысока! За право быть богом расплата любовью - цена невысока!".
И... Хотя с Бастет и Птахом, мягко говоря, нехорошо получилось, хочется видеть, что будет дальше в этой истории. И Тот... Он сполна заплатил за свои мессианские намерения. Хочется думать, что и с ним всё обойдётся. А уж в Меритсегер я не сомневаюсь, что она ещё сыграет свою роль, скорее даже прямо, чем косвенно.
Да и Египет... со своим Осирисом тоже перестанет существовать. И с такими несчастными, как Исида, особенно. Со всей своей обветшалой и гнилой системой ценностей, где такие вот гадюки становятся владыками и вообще кем-то, кого кто-то способен любить. Люди изменятся, а вот боги эти - сгинут. Бастет разве что не пропадёт, с кошаками-то ))))
И ещё... Секмет, бессмертное создание, вынужденное самостоятельно искать себе место в этом бытии. Противостоя тому безумию, что накладывает метафизическая природа, то есть божественная роль, сила молитв и страха, вот это всё. Блин, как же мне это знакомо. О Мэндор, пересмотри! Как найду новую видюху - обязательно тебе кину!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments